Сарычева Наталия Ивановна
преподаватель русского языка и литературы
Цитаты из публикаций

Цитаты из публикаций

Взрослым обычно нравится читать рубрику «Говорят дети», которую печатают многие периодические издания. Это почти сродни чтению анекдотов: всегда ждёшь чего-то неожиданного в финале короткой истории. Дети, действительно, умеют смотреть на предметы с другой, непривычной для взрослых, стороны и часто задают вопросы, которые нас ставят в тупик. <…> Нам хочется запомнить эти милые, смешные ситуации, и мы часто записываем их за своими детьми. <…> Каких только историй не наслушаешься от 4-6-летних, которые умеют сочинять в буквальном смысле «на ходу»:

- Если меня поймает людоед и захочет съесть, я у него спрошу: «А ты руки мыл?!» И пойдёт он мыть руки… Тогда можно спокойно вылезать из тарелки и идти домой. (Антон Глоба, 5 лет).

Взрослый лишь на последней фразе понимает, что, когда ребёнок только начинал рассказывать, в его воображении короткий сюжет со всеми его ироничными деталями уже был завершён. На первой секунде рассказа он представлял себе всю картину целиком: себя, бедного и бледного, облитого кетчупом и обсыпанного зелёным горошком в огромной тарелке; драматичную напряжённость ситуации, когда за одно мгновение нужно придумать, как спасти себе жизнь («Съест ведь! Людоед всё-таки…»); счастливую улыбку голодного великана, резко сменившуюся наивно-покорным недоумением: действительно, каждый уважающий себя людоед обязательно моет руки перед едой…

И всё это вырастает их фантазии ребёнка за несколько секунд! Перед нами художник, маленький поэт, интуитивно владеющий тонкой природой ассоциаций. Но с приобретением обязательных знаний, усвоением трафаретов школьных программ ребёнок зачастую уже к 10 годам утрачивает эту лёгкость воображения и бесстрашие творца. Известный парадокс: цивилизация убивает любопытство…»

(Сарычева Н.И. Секреты детского творчества. // Газета «Англия» - Лондон, 3 марта 2006, с.11-12.)

 

* * *

 «В художественном творчестве человека есть функции, две способности, которыми люди бывают одарены не в равной мере: способность лёгкого и быстрого проявления, или, если угодно, удачного, яркого меткого выражения», - это суждение русского философа И.А. Ильина открывает нам направление развития личности: от «творческого созерцания» - к реализации способностей, таланта. Задача учителя, наставника как раз и заключается в том, чтобы помочь ребёнку пройти путь от отправной точки к самовыражению, дать развиться «мере творчества», заложенной природой. <…>

Любопытную закономерность подметил когда-то З. Фрейд: «Поэт делает то же, что и играющее дитя, он создаёт мир, к которому относится очень серьёзно, т.е. вносит много увлечения, в то же время резко отделяя его от действительности». Ребёнок близок поэту именно по той степени лёгкости вдохновения, с которой он создаёт иные миры в своих фантазиях и играх. Парадоксально, но с приобретением всё большего знания, образцов, трафаретов в школьном обучении ребёнок утрачивает зачастую эту лёгкость, бесстрашие творца. Простой пример: предлагаем учащимся 5 класса закрыть глаза и задаём вопрос: «Кто испытывает хоть какую-то долю страха при слове «сочинение»? – Около половины всех детей в классе поднимают руки, в том числе и те, кто, казалось, хорошо справляется с этим видом работы. После этого «теста» проводим с ребятами беседу:

- Магическое слово «сочинение». Как сделать так, чтобы оно не звучало как «контрольная работа»? Как достичь пушкинского «минута… и стихи свободно потекут»? Давайте обратимся к истории слова «сочинение». Оно произошло от древнерусского ЧИНИТИ и означало «устраивать», «делать»; а в других родственных языках были иные значения:

         - древнеиндийский – «собирает», «составляет», «строит»;

         - словенский – «просеивать зерно»;

         - сербо-хорватский – «колдовать».

Замечательно, что дети хором радостно выкрикивали, что именно два последних значения лучше всего отражают суть процесса сочинительства».

 

* * *

(Комплексный анализ произведений искусства и его роль в развитии творческих способностей ребёнка. // В сб.: Учитель в школе педагогической поддержки. – Краснодар: Издательство «Просвещение – юг», 2002, с. 54-59.)

Детской психологией и педагогикой накоплен достаточно большой опыт в объяснении природы, описании механизмов детского творчества. В исследованиях Л.С. Выготского был сформулирован тезис о «значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка»: «Если понимать творчество в его истинно психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития». При этом особо подчёркивалось, что творчество – удел не только одарённых, не эстетическая привилегия, а, согласно Выготскому, «необходимое условие существования в каждодневной окружающей нас жизни», так как помогает человеку ориентироваться в непривычных условиях окружающей среды, «предусмотреть» которые не в состоянии опыт предшествующих поколений.

Последнее особенно важно для понимания задач развивающего обучения в условиях быстро меняющегося жизненного пространства, ускорения научных открытий, расширения информационного поля и т.д. <…>

Общение ребёнка с миром художественного произведения трактуется как встреча читателя (зрителя) с автором. <…> Задача педагога, в таком случае, не транслировать собственное восприятие произведения детям, а создать необходимые условия для того, чтобы диалог с произведением искусства состоялся. <…>

Творческие практикумы в современных программах по литературе предлагают юным читателям многообразие авторских ролей: автор-художник, автор-критик, автор-публицист. Так, например, тематический блок, посвящённый поэзии М.Ю. Лермонтова в учебнике «В мире литературы» (9 класс) под редакцией А.Г. Кутузова, завершается творческим практикумом, в котором ребятам предлагается записать свои размышления после прочтения стихотворения «Sentenz», написанного Лермонтовым в 16 лет. Ещё интереснее получаются работы, непосредственно продолжающие авторский стихотворный текст: размышления о жизни Лермонтова-ровесника оказываются близки современным девятиклассникам. Вот некоторые примеры такого соавторства:

Когда бы мог весь свет узнать,

Что жизнь с надеждами, мечтами –

Не что иное, как тетрадь

С давно известными стихами.

                              М.Ю.Лермонтов

 

Но с этим я не соглашусь,

Судьба у каждого различна.

И в той тетрадке я не подпишусь:

Моя судьба! И это лично.               

                                     Яцечко Нина

 

Тогда б и не было судьбы:

Ведь всё заранее известно!

И ни любви, и ни жены,

А только скука: всё здесь пресно.

Так жить: с тетрадью вместе

Нам познавать любовь, друзей

И шёпот тихих тополей,

Свист ветра, топот лошадей,

И скрип открывшихся дверей?..

Эх, нет! Тетрадь-оракул

Нам не нужна пока.

Вот жизнь свою растратим –

И, может быть, тогда?..                                            

                                     Козюлин Андрей

 

Но я надеюсь и на то,

Что каждый человек на свете

Готов хоть что-нибудь узнать

Из тайны жизни, тайны смерти.

                                       Данекер Юлия

 

Всё в мире склонно повторять

Давно умолкнувшую мудрость.

И возвращаются опять

В круги своя, считаясь чудом,

Вновь изреченные слова

И чувства древности глубокой.

Начнётся новая глава

Из старой жизни и далёкой.

                               Безгласная Тамара

 

И он узнал еще б, что жизнь –

Без края, без конца – вся тайна,

Что всё в ней свято, всё грешно,

Всё в ней порочно, всё случайно.            

                                  Твердая Марина

 

«После каждого случая или поступка в жизни в самом деле кажется, что мы перевернукли страничку с давно написанными (или давно избитыми) стихами. Так оно и есть: во время ротации по колесу фортуны мы обретаем новые надежды и мечты. Но хотелось бы добавить, что стихи в эту тетрадь мы можем и должны вписывать сами. Но никак не должны быть только читателями чужих стихов».

                                                                                                                                            Михайлов Илья

* * *

 

Мир творческого освоения искусства и действительности настолько велик, что каждому учителю оставляет возможность выбора индивидуальных приёмов и способов побуждения к деятельности. <…>

Научить общению с миром художественного произведения – значит открыть возможность к переживанию особой эстетической радости, ибо сущность эстетического переживания, названного Аристотелем катарсисом, в «очищении души от аффектов и доставлении «безвредной радости». Творчески раскрепощённая личность отличается особым отношением к миру, «преодолевает раздельность человека и мира» (А.А. Мелик-Пашаев).

(О технологиях, творчестве и радостях общения с миром. // В сб.: Учитель в школе педагогической поддержки. – Краснодар: Издательство «Просвещение–Юг», 2002, с. 80-95.)